guljan.org
Суд в Актау. В ожидании приговора. Наблюдатели за судебным процессом о перспективах вынесения приговора.
Примерно через неделю судья Актауского горсуда Нагашыбаев выйдет из совещательной комнаты, куда он удалился для вынесения приговора по «делу 37-ми» – процесса над «участниками массовых беспорядков» в Жанаозене 16 декабря 2011 года. Уже никто не питает иллюзий касательно сути вердикта. И сегодня мы поинтересовались у тех, кто был непосредственным свидетелем этих судебных слушаний, относительно самого суда и того, что может последовать после вынесения приговора. Скорее всего, обвинительного…
Где справедливость?!
Член международного комитета «Жанаозен-2011» Ерлан Калиев с самого начала следил за судебными слушаниями над «участниками беспорядков». Он отмечает, что даже при всей объективности рассмотрения данного процесса его впору называть не судом, а судилищем:
– Среди 37 подсудимых 18 человек – это рабочие-нефтяники, а еще около 10 – те, кто, как говорится, оказались не в то время и не в том месте. Попросту говоря, поймали пулю. И в этом вся их вина. Отмечу, что следственная группа, организованная приказом генерального прокурора, во время всех следственных действий допустила массу нарушений, каждое из которых должно было как минимум привлечь внимание суда. На вашем сайте уже говорилось о том, что опознание подозреваемых производилось по ксерокопии фото подозреваемых. Мало того что они были плохого качества, так еще ведь сами подозреваемые находились в это время в том же здании (в подвале), где производилось опознание. Как это можно понять?
Он привел и другие примеры:
– Доходило до маразма. Например, один из следователей (по-моему, Нурсултанов) написал ходатайство на санкционирование ареста Ергазева, в котором написал, что тот якобы совершил то-то и то-то, а в конце попросил санкционировать арест… Аскентаеву. И таких ляпов множество. Куда смотрела прокуратура?
Что касается сути прошедших слушаний, Е. Калиев заметил:
– Мы так и не узнали, кто конкретно грабил магазины и поджигал административные здания? Вся вина отдельных подсудимых сводилась к тому, что один вытащил пару бутылок вина из акимата или убрал валяющуюся на дороге коробку с двумя сковородками. А ведь им инкриминируются тяжкие преступления! Другой пример. Вся вина подсудимого Жумагалиева, экс-кандидата в депутаты городского маслихата, свелась к тому, что он начал громко вопрошать: «Где справедливость?», когда полицейские стали выталкивать всех нефтяников с площади, где проводились праздничные мероприятия по случаю Дня независимости. А прокуратура при этом заявляет, что он активно призывает к беспорядкам.
Наш собеседник предположил, что предстоящий приговор будет чисто обвинительным:
– Думаю, что будет разыгран сценарий Натальи Соколовой – подсудимым скажут: мол, признайте свою вину, покайтесь. Считаю, что амнистия к ним применена не будет – подсудимым инкриминируются тяжелые статьи УК. Поэтому их будут принуждать к обращению за помилованием к елбасы.
Ерлан Калиев также подчеркнул, что напряжение в регионе растет, и в большей мере это исходит от самой власти. Как в Жанаозене, так и в самом Актау увеличилось число патрулей:
– Я не могу комментировать такие вещи, но, находясь здесь уже два месяца, вижу существенную разницу в обстановке в городе.
Пыточное дело
Независимый блогер Андрей Цуканов также отметил, что дело было в принципе бездоказательное:
– Это дело просто рассыпалось – никаких более или менее существенных доказательств представлено не было. Даже то же самое видео полицейских ничего не говорило о конкретных преступлениях подсудимых. Да и многие свидетели стали отказываться от своих показаний, заявив, что их они давали под давлением и пытками. Сами подсудимые тоже не раз заявляли о применении против них пыток: их избивали, надевали пакеты на голову, угрожали изнасилованием. Поэтому, я думаю, что дело против жанаозенцев можно смело назвать пыточным, ведь практически все обвинения строятся на выбитых показаниях.
Он напомнил о том, что прокуратура заявила – сведения о пытках не подтвердились:
– Скорее всего, они ничего особо и не проверяли, просто соорудили нужную бумагу. И это лишний раз доказало тот факт, что процесс был срежиссирован от начала до конца. Поэтому я более чем уверен, что приговор окажется с обвинительным уклоном. Если основной массе подсудимых затребовали от 5 до 9 лет заключения, то судья, может быть, скинет им по одному году – чтобы независимость свою показать. Опять-таки по сценарию…
Говоря о последствиях вынесения строгого приговора, А. Цуканов выразил уверенность, что это спровоцирует обострение ситуации в регионе:
– Родственники, близкие и единомышленники подсудимых сейчас уже готовы на протест, но, думаю, что если они что-то начнут предпринимать, то все это будет быстро подавлено. Надо учитывать, что многие люди запуганы – они даже отказываются общаться с представителями прессы или общественных организаций. В этом плане силовые структуры очень хорошо поработали. Тем более вчера появились сведения (в том числе и на вашем сайте) о том, что в Жанаозене были введены дополнительные войска. Хотя это еще не подтверждено, но, по крайней мере, это вполне реально и логично.
Нефтяники не сломлены
Другой представитель комитета «Жанаозен-2011» Макс Бокаев, предоставлявший нам свежую информацию из зала суда, убежден в невиновности подсудимых:
– Я убежден в невиновности нефтяников – доказательств их вины обвинением предоставлено не было. Это главное, что я хотел бы отметить. Второе, это множество нарушений в ходе следствия, в том числе что касается пыток и нарушения процессуальных действий. При этом многие ходатайства защиты по этому поводу судом удовлетворены не были, хотя есть вероятность, что председательствующий как-то это отразит при вынесении приговора. В-третьих, хотелось бы отметить, что нефтяники (а их большинство среди обвиняемых) не сломались. Да, после семи месяцев забастовки, после того, что произошло на площади 16 декабря и последующих пяти месяцев заключения, сопровождаемых избиениями, неудивительно, что они испытывают колоссальный стресс. Но все это их не сломило! Я уверен, что они не изменили своим принципам, не изменили идеалам, пусть это даже как-то высокопарно будет звучать.
Относительно приговора М. Бокаев не стал говорить что-то определенное:
– Я затрудняюсь предсказывать то, с чем выйдет судья. У нас вообще трудно что-либо прогнозировать, и тем более исход суда. Трудно, потому что мы видим, что на нефтяников, которые семь месяцев проводили мирную акцию протеста, хотят повесить все массовые беспорядки и пожары. Хотя у меня есть надежда, что всех этих ребят оправдают. Более того, что даже те, кто не был нефтяником, подвергались избиениям, и показания из них выбивались пытками. Честно говоря, за эти полтора месяца, что я просидел в зале суда, все они стали по меньшей мере не чужими для меня.
При этом он подчеркнул, что обвинительный приговор чреват ростом напряжения среди населения:
– Вообще, диапазон обвинительного приговора достаточно широк. Подсудимых могут признать виновными, но дать им условные сроки, амнистировать или еще что-то в этом роде. Но не исключено и то, что суд согласится с прокуратурой, запросившей для них сроки до 9 лет заключения. Думаю, если приговор будет жестким, то это стабильности в Жанаозене и во всем регионе не добавит…
Мирас Нурмуханбетов
———————————
по теме:
что предложило государственное обвинение (от 1 года до 9 лет)
Добавить комментарий